В ту осень Костя Иванов мне предложил сходить на орехи с Переляевской бригадой в Заларинскую тайгу. К этому времени я уже несколько лет проработал штатным охотником в Тункинском Коопзверопромхозе, был и организатором заготовок. Страсти вокруг меня накалились. К тому же гулял по Тункинской тайге Богданов Борис-серийный убийца, увеличивая счет своих жертв, он составил список своих кандидатов, кого он хотел отправить на тот свет. И я оказался в этом списке первым, но тайга стала моей профессией, и надо было кормить семью. В то время я был седьмым, и единственным кормильцем и добытчиком. Семья сложная, трудная. Судьба свела меня с Людмилой. У нее дочка, у меня слепая мать и сирота племянник. И она не побоялась мне родить двоих погодок сына и дочь. За этот подвиг я до сих пор считаю себя в моральном долгу перед своей половинкой. В том году у Людмилы на руках было трое дошколят, слепая мать и племянник школьник, живший не понятно где, то ли в интернате, то ли у бабушки, то есть у меня. Вот я вспомнил то время: чтобы лучше понять ту ситуацию, в которой я был, не лишне еще напомнить и про тогдашнюю моду горожан ездить в тайгу по ягоды, по орехи. И вот мы сгруппировались вокруг старого Георгия Переляева численностью более двадцати человек на двух грузовых автомобилях: один КамАЗ бортовой, другой Газ-66 тоже бортовой, груженные горбовиками, рюкзаками и мешками, мы двинулись из Ангарска.
Георгий Переляев спокойный, тихий, явного лидерства и командирского голоса не проявлял. Господствовал коллективный разум. Проезжая через деревни запасались картошкой, капустой, ночевали в Новостройке. Последний населенный пункт перед тайгой. После прошедших дождей, река Белая была на подъеме и мы решили, что на переправе нам будет нужна помощь более мощного автомобиля-лесовоза Урал. У него и колеса больше и выхлопная труба над кабиной. В общем, ему большая вода в реке Белая не страшна.
Я упустил одну деталь застойного времени, при таком количестве мужиков естественным делом было изобилие водки. И вот утром мы, опохмелившись, в сопровождении нескольких местных человек на Урале, остановились у места переправы на реке. Невольно все мужики притихли перед разбушевавшейся рекой.
Увидев, что готовят сразу два троса: один короткий, другой длинный. За короткий цепляют КамАЗ, за длинный трос Газ-66, более легкий грузовик. Я не выдержал и стал говорить: «Что вы делаете?! Длинный трос под напором воды будет парусить! Будет дугой трос и машину на длинном тросу развернет!»
Снимая ремни с вентиляторов, чтобы водой не забрызгало свечи, ангарские шофера как зомбированные, не слышали меня, а когда я стал их буквально трясти, они молча пожимали плечами и показывали глазами на передний автомобиль-тягач. Я подбежал к тягачу Уралу и стал настойчиво объяснять местным, какая будет ситуация. Наконец, один из них, вперившись в меня своим взглядом, выдавил из себя: «А ты вообще то, кто такой? Отойди, у нас времени нет, нам еще на работу надо!».
«Ребята, не надо рисковать! Длинный трос при такой скорости реки будет парусить. Лучше два раза по одной машине, на коротком тросу.»
«Тебе сказано, нет времени!» - ответил он.
«Да тут же каких-нибудь 80 метров. Десять минут делов...»- уже не говорил, а только бормотал я, так как меня никто не слушался.
Машины тронулись, началась переправа. Я стоял один на платформе переднего лесовоза, держась за металлическую стойку и смотрел, как развивается ситуация. Грузовики на малой скорости вошли в воду, последним вошел Газ-66, на длинном тросу. Трос под натиском потока стал принимать форму дуги, тягач Урал был уже на другом берегу, а двадцати метровый трос, принявший форму дуги, сперва развернул Газ-66 вниз по течению, потом под напором воды, машину довернуло дальше, и она получилась развернутой в обратную сторону. А трос, сыгравший сперва предательскую роль, теперь проходил по борту и держал машину, не давая ей опрокинуться. На машине, под брезентовым тентом, сидело с десяток горе - таежников, некоторые были уже в зимних шапках с завязанными, как в зимнюю стужу ушами. Сидели не шелохнувшись. В кабине было четыре человека, машину подмывал поток, и она на глазах медленно кренилась на бок все больше и больше. И в этот момент я стал командовать: «Урал пусть продолжает держать тросом застрявшую машину, а ты Саша (обращаюсь к Переляеву, сыну Георгия) спять КамАЗ и на короткий трос попытайся зацепить за зад, за фаркоп и КамАЗом вытащить машину!»
Саша Переляев окунувшись несколько раз с головой, зацепил Газ-66 на короткий трос и КамАЗом вытащил его на берег. Люди высыпали на берег, на еще зеленую траву и начали доставать закуску и выпивку. Я спросил Костю, подавшего мне водку в стакане: «Ты сидел в кабине, что ты не видел, что могло получиться?»
- «Валентин, на этой переправе не будет и полутора метров. А у меня первый разряд по плаванию. И я сидел крайний с открытой дверкой».
- «Ты выскочишь, шофер выскочит, а двоих в кабине закрутит в потоке. А в кузове под брезентом еще люди сидели, их половину бы передавило перевернувшейся машиной». Ладно, лучше выпей, успокой нервы».
Торопившиеся на работу местные, на лесовозе Урал просидели с нами еще в разговорах и взаимных тостах часа полтора.
Наконец стали разъезжаться по сторонам, наш отряд двинулся дальше в тайгу, местные назад в Новостройку на работу. А через несколько дней к нам в Тайгу пришло известие…Новостройцы, не поняли сложившуюся тогда ситуацию, и повторили свой прием в два троса, со следующей партией заезжающих в тайгу, также на двух машинах - в результате пять трупов. Во время переправы присутствовали директор Заготовительной конторы с егерями (лесная милиция).
Выезжая из Тайги глубокой осенью, мы увидели на берегу памятник. Запомнилось, среди погибших отец с сыном……
Валентин Михайлович Чемякин (Copyright)
|
ПЕРЕПРАВА (Авторские рассказы)
Всего сообщений: 23529
• Страница 1 из 1
ПЕРЕПРАВА (Авторские рассказы)Скидки . Распродажи . Акции - Вашего города на VIPangarsk.ru
( Посещать www.VipAngarsk.ru - ВЫГОДНО ВСЕМ! )
Всего сообщений: 23529
• Страница 1 из 1
Кто сейчас на конференцииСейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0 |